Культура общения с собакой

В нашей стране до 1991 года все собаки в клубах проходили дрессировку, была очередь на дрессировку, как сейчас в детские сады, и перед этим все владельцы проходили теоретическую подготовку. Наряду с этим проводилась плановая работа с поголовьем собак, генетиками составлялись планы вязок. В настоящее время поголовье собак увеличилось, а работа с ними проводится только на уровне владельцев собак, поэтому сильно ухудшилось качество поголовья собак. Сильно снизился и уровень подготовки владельцев собак. Часто владельцы не знают правила безопасного поведения рядом с собакой и не могут научить этому своих детей. Опрос, проведённый на странице школы Ринг ВКонтакте, показал, что 80% владельцев собак считают возможным позволить ребёнку обнимать собаку…

Прежде всего нужно помнить, что собака – это хищник и не «очеловечивать» её. В период совместного существования собаки и человека большую часть времени проводился отбор особей с хорошо выраженными охотничьим инстинктом, пищевой и активной оборонительной реакцией. Помня об этом, нужно уважать хищника в каждой собаке независимо от размера и породы, особенно если этот хищник находится в опасной близости — становится членом человеческой семьи-стаи. Проживая совместно с собакой не на природе, а в замкнутых помещениях — квартирах, необходимо особенно хорошо знать особенности поведения собаки как хищника и соблюдать необходимые меры предосторожности. Исследования, проведённые в различных странах, показали, что большинство укусов людей собаками вызвано непониманием и неправильным поведением человека.

Проживая в одной семье-стае с людьми, собака, не имеющая способности к членораздельной речи, передаёт окружающим информацию другими путями, в том числе языком поз (см. рисунки).

Fox

sobachij-jazyk-perevod

Настроение собаки можно определить, наблюдая за её ушами, при условии, что они заострены, как у диких псовых:

Facial_expression_of_canids

Перед тем, как укусить, собака чаще всего предупреждает особыми знаками: собака опасна, если рычит, оскалив зубы и подняв шерсть на спине; если предупреждает, чтобы Вы остались в стороне, подняв хвост высоко над спиной или медленно виляет высоко поднятым хвостом; если смотрит напряжённо и в глазах её можно увидеть белые полумесяцы (см. фото).

collie_half_moon

Но люди не всегда способны воспринять эту информацию правильно и особенно это касается детей дошкольного возраста.  Если в одной семье вместе живут дети и собаки, взрослые должны научить ребёнка понимать настроение собаки по её позе. Это поможет избежать конфликтов между ребёнком и собакой.

Для собак, как и для волков, отношения доминирования определяются возрастом намного больше, чем размером и полом. Поэтому взрослая собака любого размера никогда не будет относиться к ребёнку так, как к взрослому человеку. А неправильные действия детей могут вызвать инстинктивное проявление агрессии и укусы, обычные для взаимоотношений старших и младших в волчьей стае. Детей, особенно маленьких, чаще всего кусают свои домашние собаки  (см. «Об агрессии домашних собак»). Основная причина — незнание и неумение взрослых научить детей правилам безопасного поведения рядом с собакой.

Трудно, но возможно и необходимо научить ребёнка определять опасность и избегать конфликтов с домашней собакой. Ребёнок должен знать, что нельзя беспокоить собаку, когда она ест, спит, грызёт игрушку или кость, занимается со щенками и уважать место её отдыха  — обходить его стороной. Нельзя наклоняться над собакой, поднимать её, тянуть за уши, хвост или шерсть. Нельзя убегать от собаки и громко кричать, то есть вести себя как дичь, это способствует пробуждению охотничьего инстинкта. Нельзя обнимать её и целовать, собаки не любят этого. Нельзя подносить лицо близко к морде собаки и ложиться на собаку. Нельзя дразнить и обижать собаку, брать у неё корм и игрушки. Маленького ребёнка, который не может этого понять, нельзя оставлять наедине с собакой, особенно если собака не прошла воспитательную дрессировку.

По мнению многих авторов, детям нельзя играть со щенками в «перетягивание каната». К подобным играм почти все щенки относятся с азартом: хватают, вырывают, треплют и … рычат. Это — признаки игровой агрессии.  А когда щенок получает игрушку в своё распоряжение, он считает, что победил благодаря своим агрессивным действиям. Тогда агрессия становится условной и будет возникать всё чаще и чаще в аналогичных, а затем и в других ситуациях (Гриценко, 2011).

boy_kiss_dogno_hugs1
бег

Если появилась незнакомая подозрительная собака, нельзя убегать от неё, совершать резкие движения и смотреть ей в глаза. Безопаснее всего сохранять спокойствие, остановиться, сложить руки, не шевелиться и смотреть на свои ступни (см. рисунок). Если пристально смотреть собаке в глаза, она может воспринять это как вызов.  У всех псовых животных (собаки, волки, шакалы, лисицы) направленный в глаза взгляд означает угрозу и сопровождается мимикой, сигнализирующей о намерении нападать (Fox, 1971).

be a tree1

В Австралии проводилось обучение учеников начальных школ правилам обращения с собакой (Chapman et al., 2000). Дети, прошедшие обучение, вели себя более осмотрительно и обычно они наблюдали за собаками на расстоянии. В то время как 79% детей в контрольной группе (не прошедшие обучение) гладили собаку без колебаний и пытались возбуждать её, а среди обученных детей только 9% погладили собаку и они сделали осторожно. Во время обучения дети практиковались гладить собаку в корректной форме: спросив разрешения у владельца собаки, приближались к собаке медленно, протянув руку ладонью вниз, не наклоняясь над собакой, а присев рядом, поглаживали собаку под подбородком и на груди, избегая контакта глазами, а затем уходили медленно и спокойно.

Придерживаясь этих простых правил, можно избежать укусов. Однако единственный способ установить контакт с собакой – сделать из себя вожака путём систематических занятий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>