Щенок в доме

Основные принципы работы со щенками 4-6 месяцев:

— Занятия кратковременные, но ежедневные. Пусть они продлится всего несколько минут, и за это время будет выполнена 2-3 раза только одна команда, для начала этого достаточно. Нельзя допускать, чтобы щенку эти занятия наскучили. Нужно заканчивать обучение маленького щенка раньше, чем ему надоест.

— Успехи щенка следует подкреплять похвалой, игрой и лакомством. На этом этапе мы не ставим перед собой цель добиться безусловного выполнения команд и радуемся тому, что удалось достичь. Не нужно огорчаться, если щенок отвлекается и не всегда выполняет команды. Маленький щенок ещё не может выполнять команды беспрекословно. Если он не смог выполнить команду, не получил похвалы, лакомства, желанную игрушку и внимание хозяина. Собаку нельзя бить или замахиваться на неё, иначе сформируется трусость и будет утрачен контакт с владельцем.

— Команда должна подаваться только один раз и только одна команда, а не разные подряд. Только после выполнения команды собаку хвалят – «Хорошо», «Молодец». Собака не имеет права сама сняться с команды и уйти, её необходимо отпустить. Поэтому каждая выполненная команда, связанная с выдержкой, должна быть снята дрессировщиком командой «Свободен» или «Гуляй». Это должно быть понятно и введено в собачью жизнь с самого начала.

Дошкольную работу со щенками рекомендуется проводить в три этапа:

1 этап – начальное освоение команд — дома в тепличных условиях, когда щенок здоров, доволен и находится в хорошем игривом настроении. Это благоприятствует успешному начальному формированию рефлекторной дуги. Занятия проводятся каждый день, лучше 2-3 раза в день, недолго, желательно в игровой форме.

2 этап – закрепление освоенного материала на улице в тихом месте.

3 этап – работа на улице, при наличии отвлекающих факторов.

В возрасте 4 месяцев дома можно начинать разучивать со щенком только простые односложные команды. Сложные составные команды может освоить только более взрослая собака. С возраста 4 и до 6 месяцев в домашних условиях можно заложить фундамент для дальнейшей работы и облегчить последующую дрессировку. Особенно это важно в тех случаях, когда собаку нужно подготовить для соревнований или практической работы.

Самая простая команда – «Сидеть». Достаточно слегка надавить на круп, щенок сядет, и после этого пару секунд придержать его руками в таком положении, приговаривая «Хорошо, сидеть». Затем нужно дать игрушку или лакомство и отпустить побегать. Когда щенок сядет сам по команде, дрессировщик должен показать свою огромную радость, которая будет уменьшаться по мере того, как выполнение команды станет обыденным явлением. Маленький щенок не может сидеть долго, 2-3 секунд в возрасте 4 месяцев для него достаточно. Однако желательно, чтобы щенок с самого начала привыкал сидеть ровно, не заваливаясь на бок. Через неделю после того, как щенок понял, что значит «Сидеть», и каждый день в течение короткого времени этот навык закреплялся, можно осваивать команды «Стоять» и «Лежать».

Команда «Лежать» даётся труднее даже при работе со щенком, так как это положение связано с позой подчинения. И ещё труднее будет, если собака вырастет. Поэтому рекомендуется слегка надавить на холку сидящего щенка, подержать его руками, когда ляжет, приговаривая «Хорошо, лежать» и дать лакомство снизу, чтобы он не пытался встать, чтобы получить его. На следующий день это упражнение нужно повторить. Щенок быстро поймет, что от него требуется, и будет ложиться по голосовой команде. Это следует поощрять похвалой и лакомством.

Команда «Стоять» сначала вырабатывается из положения «Сидеть». Щенка слегка приподнимают, взяв ладонью снизу под живот, приговаривая «Хорошо, стоять». Когда щенок встал, можно погладить его по животику, слегка касаясь пальцами, похвалить и дать лакомство. После этого следует отпустить его побегать.

После 4 месяцев можно начинать развивать выдержку. Для этого достаточно посадить или положить щенка и отойти назад на полшага – так, чтобы можно было его контролировать. И постепенно увеличивать дистанцию. Тогда к 6 месяцам можно выжержку в 3 положениях: «Сидеть» «Стоять» и «Лежать» довести до 15 секунд.

Начинать отрабатывать подзыв щенка лучше в домашних условиях – там, где у него меньше возможностей убежать. В этот период, подзывая щенка, лучше не использовать команду «Ко мне», потому что он не сможет выполнять её четко (с обходом дрессировщика или без обхода, но садиться у левой ноги). Рамки исполнения команды для щенка очень размыты. Дома можно использовать команду «Иди ко мне» и назвать щенка по имени. Главное при этом – создать для щенка мотивацию подхода, поощряя его игрушкой, похвалой или лакомством. Лучше делать это не чаще, чем 2-3 раза в день, и не сразу. Нужно, чтобы подход к дрессировщику запомнился щенку как радостное событие. Так укрепляется контакт собаки с владельцем и закладывается база для обязательного подхода взрослой собаки к хозяину по команде.

Когда щенок немного подрастёт, во время прогулок можно начинать объединять эти два элемента — «Иди ко мне» и «Сидеть», чтобы переходить к подходу с посадкой. Когда щенок подходит, нужно погладить его и отпустить. Гладить рекомендуется каждый раз, лакомство давать через раз.

До полугода можно отрабатывать апортировку, начиная с команды «Принеси». Если щенок принес игрушку – поиграть с ним, если не принес – не обращать внимания. При этом мячик желательно не использовать, так как мячики перебивают все остальное. Если такие упражнения со щенками не выполняются, подросшую собаку в некоторых случаях уже трудно научить апортировке.

Щенок в доме – это прежде всего огромная ответственность. Молодость собаки – очень короткий срок, но в этот период закладывается её здоровье, состояние психики и всё то, с чем придётся столкнуться, когда собака вырастет.

Если щенка взяли слишком рано – до полутора месяцев, в первое время нежелательно оставлять его дома одного на целый день. Щенку нужно общение и приучать его к тому, что хозяин не может быть с ним постоянно, нужно постепенно.

У собаки в доме должно быть своё место – удобное и тёплое, желательно в углу, где нет сквозняков, и где она будет чувствовать  себя в безопасности. Поэтому никогда нельзя наказывать собаку на её месте. Приучить щенка к месту очень легко – достаточно связать команду «Место» с лаской и лакомством.

Выдержка при кормлении — один из полезных навыков, обучение которому необходимо начинать разу после того, как у вас появился щенок, с начала первых приёмов пищи. Инструктор-дрессировщик с 30-летним стажем Андрей Шкляев советует при этом использовать команды «Жди» или «Подожди». Главное при этом — терпение и систематичность (при каждом кормлении, а не от случая к случаю). Отработка этого навыка, по мнению А. Шкляева (2014) — основа для обучения собаки в будущем. Перед началом кормления рекомендуется наполнить миску кормом так, чтобы щенок этого не видел, затем подозвать собаку и поставить миску на пол. Подбежавшего щенка рекомендуется сразу к миске не подпускать, а аккуратно придержать ладонью за грудь в течение 3-5 с, а затем усадить с командой «Сидеть», слегка нажав рукой на круп, продолжая придерживать за грудь спереди. Как только щенок сел, скомандовать «Жди» или «Подожди» и придержать его в сидячем положении ещё 2-3 с, после чего подать команду «Кушай» и пустить к миске. В дальнейшем по мере роста щенка время выдержки в положении сидя нужно постепенно увеличивать (каждый раз примерно на 1-2 с), в в итоге выдержка между посадкой и допуском к миске доводится до 2-3 минут.

Эти упражнения важны и для того, чтобы в дальнейшем контролировать отношения доминирования в семье-стае, состоящей из людей и собак. Подобные методы «контроля ресурсов» разрабатывались и зарубежными специалистами по контролю агрессивного поведения домашних собак. При этом очень важно, что собака прежде, чем получить пищу, принимает сидячее (или лежачее) положение, которые на языке поз псовых животных являются позами подчинения.

Чтобы наказать щенка, поймав на месте преступления, нужно взять за шкирку и встряхнуть. Однако нельзя наказывать за то, что маленький щенок сделал лужицу там, где это делать совсем не следовало. И тем более недопустимо прибегать к такому старому методу, как тыканье щенка носом в его нечистоты. Молодой щенок не способен долго терпеть и сдерживать себя перед отправлением естественных надобностей, особенно после кормления. Поэтому он будет делать лужицы и кучки. Лучше успеть отнести его на нужное место и похвалить, когда он там сделает свои дела. Молодых щенков следует отностить в это место после каждого кормления, сна и игры, а более взрослых выводить во двор (выгуливать) после проявления ими беспокойства. Правильного поведения от щенка можно и нужно добиваться поощрением, однако это потребует терпения и внимания. Нужно стараться игнорировать нежелательные действия щенка, но не забывать хвалить его и давать лакомство за желательные действия или отсутствие действий нежелательных.

А если щенок больно укусит хозяина за руку, нужно строгим голосом дать любую запрещающую команду и встряхнуть его за шкирку. Так поступила бы его мать и это будет для него намного понятнее и эффективнее, чем шлепок. Но никогда не нужно наказывать щенка за действия, которые были совершены некоторое время назад. Щенок не сможет связать действие, совершенное в прошлом и наказание, происходящее в настоящем. Нужно дождаться момента, когда щенок совершает нежелательное действие и тут же встряхнуть его за шкирку.

Всегда нужно помнить, что собака – это индивидуальность. Нельзя применять одно и то же наказание и поощрение, например, для кавказской овчарки и левретки. Но и собаки одной породы всегда различаются по темпераменту. Даже среди кавказских и среднеазиатских овчарок встречаются контактные и ласковые, а среди лабрадоров — агрессивные особи. Щенок со склонностью к доминированию хорошо воспринимает более жесткое и требовательное обращение, а щенок подчиняющегося типа нуждается в более мягком подходе.

У щенка должны быть игрушки, которые можно грызть и трепать. Потребность что-нибудь грызть особенно сильно проявляется в период роста и смены зубов. Если щенок на длительное время останется в квартире один, при отсутствии игрушек он может начать грызть мебель или обувь. Игрушки должны быть безопасными для щенка. Нельзя покупать и давать щенку такие вещи, которые он может разорвать и съесть. Мячики должны быть достаточно большими, чтобы щенок не подавился и достаточно прочными, чтобы он не мог их прокусить. Нельзя давать в качестве игрушек тапочки, ботинки, перчатки. Привыкнув грызть ненужные предметы домашнего обихода, он не будет останавливаться перед возможностью погрызть нужную обувь и другие вещи.

Если щенок орёт под дверью, поддаваться нельзя. Для того, чтобы щенок так не делал, можно использовать оригинальный способ, описанный в книге Кэрин Прайор «Не рычите на собаку». Нужно придумать какой-нибудь заметный знак – например, привязанное на ручке двери полотенце или цветную табличку. Когда этот знак находится на двери в том помещении, где заперта собака, нельзя реагировать на вопли щенка. А когда условного знака нет, собаку можно выпускать по первому требованию. Главная хитрость – в момент, когда знак снимается,  впускать собаку нельзя. Нужно закрыть дверь и дождаться, пока она сама не попросится и только тогда сразу же открыть ей дверь. Так за один-два дня можно отучить щенка скулить под дверью.

Решение о том, пускать ли щенка в постель, каждый хозяин принимает самостоятельно. Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что если пустили щенка в постель – через несколько месяцев в этой постели будет спать взрослая большая собака, которой трудно будет объяснить, почему раньше ей можно было лежать на кровати, а теперь нельзя…

С самого начала нужно также решить, будет ли разрешено щенку попрошайничать около стола. Причем это решение должно быть принято единодушно всеми членами семьи.

При работе со щенком нельзя упускать возможность своевременного и правильного воспитания, однако нельзя также злоупотреблять подачей команд и жестов с требованием к щенку об их выполнении. Воспитывать щенка следует не одними командами и их подкреплениями теми или иными воздействиями рукой, поводком и др., а созданием условий для воздействия на собаку комплекса соответствующих раздражителей в процессе общения со щенком, ухода, содержания, кормления, игр и прогулок (100 лет создания розыскного собаководства…, 2009).

ijul5

Щенок в доме: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>