О щенках

Все собаки, которые  приходят на занятия к нам в школу, имеют индивидуальные особенности, которые определяются  породой, врождённым темпераментом и условиями выращивания.  Огромное значение имеет врождённый темперамент, который во многом определяет рабочие качества собаки, поэтому желательно перед приобретением щенка проводить тестирование по специально разработанным методикам.

Однако выбор щенка предопределяет лишь наличие врождённых задатков. Огромное значение имеют условия, в которые попадёт выбранный щенок, воспитательная работа и дрессировка. Существует поучительное предание о спартанском законодателе Ликурге. Стремясь доказать спартанцам важность воспитания смелых, сильных и инициативных людей, Ликург взял двух щенят из одного помёта, с одинаковыми наследственными задатками и воспитал их в разных условиях. Один щенок был приучен к самостоятельной жизни: он дрался с другими собаками, отыскивал себе корм, бегал по улицам и т.п., а другой был воспитан в тёмной яме. Когда собаки выросли, Ликург выпустил их на зайца на площади перед народным собранием. Собака, выросшая во мраке и бездействии, упала на брюхо и завизжала. Другая собака бросилась на зайца, быстро его догнала и загрызла. Так Ликург наглядно показал решающее значение воспитания в подавлении и изменении унаследованных способностей (Рогинский, 1948).

Работы профессора МГУ Л.В. Крушинского также показали, что для получения служебной собаки и развития активно-оборонительной реакции необходимо правильное воспитание. Активно-оборонительная реакция нуждается для своего проявления в общении собаки с многообразием внешнего мира (Крушинский, 1946). Щенятам должно быть предоставлено как можно больше свободы. Щенята, даже обладающие прекрасным потенциалом, выращенные в условиях изоляции, проявляют пассивно-оборонительную реакцию в резко выраженной степени (как по отношению к людям, так и к новой обстановке) и сохраняют щенячий тип поведения, не испытывая свои защитные силы.

Это подтверждают и современные исследования, в ходе которых было установлено, что в условиях сенсорной изоляции (при отсутствии шумов, запахов, зрительных раздражителей и т.д.) мозг атрофируется. У животных, содержащихся в таких условиях, уменьшается объем серого вещества мозга, снижается иммунитет и устойчивость к стрессам (Гриценко, 2011). Поэтому начинать прогуливать щенка нужно как можно раньше.

Щенок познаёт окружающий мир с помощью зрения, слуха и обоняния. В ранние периоды развития (с первой по двенадцатую неделю жизни) щенок очень восприимчив ко всему, что его окружает, поэтому именно в этот период минимальный опыт отзывается максимальным эффектом (журнал «Друг», 1999, №4). С точки зрения формирования поведения и характера собаки, период с 4-й по 12-ю неделю – так называемый период социализации — является наиболее важным в жизни щенка. От того, сколько и как общается щенок в этом возрасте, зависит, сможет ли он легко и свободно общаться со своими сородичами и с животными других видов. Щенки, полностью лишенные контакта с человеком в возрасте до 12 недель, боятся людей, их очень трудно воспитывать и они не станут хорошими компаньонами. Щенки, изолированные от других собак, имеют нарушения социального поведения. Они занимают подчинённое положение по отношению к другим собакам и с трудом осваиваются в новой обстановке. Щенки, которые в период социализации находились в квартире, в дальнейшем будут неуверенно чувствовать себя на улице.

В то же время стандартный график прививок щенков включает первую прививку в возрасте 8 — 9 недель и повторную ревакцинацию в 12 недель. После этого 10 дней рекомендуется не допускать контактов щенка с другими собаками. За это время, непродолжительное в масштабах человеческой жизни, завершается важный период формирования характера собаки. Если в это время щенок находился в условиях изоляции, в обеднённой окружающей среде, где знакомство с предметами, запахами и звуками было ограничено, в дальнейшем он будет с трудом приспосабливаться к новым условиям и плохо обучаться.

Если собака должна стать не только другом, но и защитником, нужно постараться с минимальным риском для здоровья щенка обеспечить ему максимум впечатлений в период до 12 недель. Это необходимо для полноценного развития его головного мозга. Даже прогулка за пазухой у хозяина, когда щенок может многое увидеть, услышать и понюхать, будет для малыша очень полезной. Необходимо помнить, что «эффект изолированного выращивания» имеет необратимые последствия и проявляется в течение всей жизни собаки. По мнению В.Н. Зубко (2004), даже полная изоляция щенка, в принципе вредная для его физического и психофизиологического развития, не гарантирует от заболевания, так как заражение может произойти через обувь или одежду владельцев и их знакомых. В.Н. Зубко рекомендует исключить общение щенка с другими собаками лишь при появлении в районе вспышек чумы плотоядных, парвовирусного энтерита и других опасных болезней.

fkfysMYREv8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>